Муниципальное бюджетное учреждение

"Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие"

Что надо знать о нарушениях письма и чтения

18.05.2020

Что надо знать о нарушениях письма и чтения

Уфимцева Елена Борисовна,
учитель-логопед МБУ "Гурьевский центр "Доверие"


Что надо знать о нарушениях письма и чтения.

Даже если вы не логопед, не психолог и не занимаетесь проблемами нарушения письма и чтения, но вашему ребенку или ученику дается с трудом освоение этих навыков, значит нас с вами объединяет общий интерес к одним из самых распространенных и наименее изученных нарушений - дислексии и дисграфии.

Почему, кажущимися для нас простыми навыками не может овладеть ваш ребёнок? Почему первокласснику оказывается сложно или даже невозможно освоить, на первый взгляд, обычные для школьника процессы?

Эти вопросы интересуют не только специалистов. Многие родители, чьи дети не могут освоить процессы письма и чтения, уже сегодня осознают актуальность этой проблемы.

Часто родители и даже учителя думают, что «всё само пройдёт», или, как говорят некоторые, «перерастёт».

Но если вы обратитесь к специалисту - логопеду или психологу, то он, проведя специальную диагностику, вам скажет, что надо бить тревогу.

История, к сожалению, в основном идёт по одному сценарию, с небольшими нюансами. Сначала ребёнок не может запомнить образ буквы и соотнести её со звуком, но даже освоив «послоговое» чтение, не может понять прочитанного. Даже если проблемы с письмом и чтением не начались сразу, то проявляются к концу 1-го или в начале 2-го класса. Причём взрослые списывают их на невнимательность: пропустил букву, не дописал, перепутал... Число «глупых» ошибок становится всё больше и вот, к концу 3-го класса в тетрадь страшно заглянуть.

Итак, давайте разберемся в понятиях.

Дисграфия (от греч. /δνζ/-сложность и  /graphσ/ - писать, изображать) - неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном интеллекте.

Дислексия ( от лат. /dys/-отрицание и /lego/-читаю) - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, похожие на специфические, но они редки или единичны, скорее всего, это результат переутомления или невнимательности. Необходимо иметь ввиду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, носят стойкий характер!

Существует несколько видов нарушений письма и чтения. Каждому из них соответствуют свои ошибки.

Какие ошибки должны насторожить?
Вот основные из них:

- Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у и т.д.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие отдельных звуков или замена их другими часто отражается на письме. Ребёнок пишет то же, что и говорит, даже если звукопроизношение уже исправлено.
- Смешение фонем близких по звучанию. При этой форме дисграфии детям особенно тяжело дается письмо под диктовку.
- Пропуски букв, слогов, недописывание слов.
- Слитное написание предлогов, раздельное - приставок.
- Отсутствие умения держать строчку, игнорирование точки в конце предложения, заглавной буквы.
- Слитное написание слов в предложении, игнорирование границ предложения.
- Невыразительное чтение, непонимание прочитанного, много элементов угадывания , соскакивания со строки, замены окончания слов, перестановки букв.


Хочется отметить, что не всегда при плохом чтении страдает понимание прочитанного, также не всегда дисграфия и дислексия сопутствуют друг другу. Поэтому важно обратиться за помощью к специалисту - логопеду, который поможет определить дальнейшие действия.

Проблема не бывает изолированной, решать её надо в комплексе. Скорее всего, понадобится консультация психолога, невролога, возможно, детского психиатра.

Пока с ребенком занимаются специалисты, чем может помочь учитель в школе и родители дома?

Самое главное - проявить понимание. В период коррекции запаситесь терпением, поддерживайте ребенка, настраивайте на успех и создавайте благоприятные условия во время занятий. Не заставляйте многократно переписывать одно и то же задание, это не приведёт к успеху, а только вызовет негативную реакцию у ребёнка. Давайте больше времени на выполнение заданий. Для детей с проблемами чтения исключите чтение «вслух» в классе на уроке. Желательно, чтобы учитель знал основные принципы и примерные этапы коррекционной работы. Для этого необходимо поддерживать тесную связь родителей, логопеда и учителя.

Главное понимать: никакой логопед, даже самый титулованный и опытный, не сможет справиться в одиночку с дисграфией и дислексией у школьника. Только в команде можно помочь ребенку и решить все проблемы, связанные с освоением важных навыков - правильного письма и грамотного чтения!



Материал подготовлен на основании источника: «Коррекция нарушений письма: Просто о сложном вопросе дисграфии у детей», Н.Г. Свободина, -М.: Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018

Возврат к списку

Уважаемые учителя и педагоги!

   От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником — Днем учителя.

       Учитель — это не просто профессия, это призвание, которое наполнено глубоким духовным содержанием и ежедневно требует от вас беззаветной преданности делу, полной отдачи сил, ответственности, любви к детям, доброты, мудрости и терпения. 

   Примите слова искренней благодарности за то, что вы умеете сочетать верность лучшим традициям и  умение идти в ногу со временем,

Желаем вам здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях!