Муниципальное бюджетное учреждение

"Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие"

Психологическое эссе «А можно ли избаловать любовью?»

15.05.2020

Психологическое эссе «А можно ли избаловать любовью?»

Елкина Надежда Викторовна,
педагог-психолог МБУ "Гурьевский центр "Доверие"


На написание этой статьи меня натолкнули фразы родителей «Избаловали мы его своей любовью, «залюбили». Можно ли избаловать ребенка любовью? Конечно же, нет! Скорее, мы, родители, балуем своих малышей отсутствием четких правил и норм, беря ответственность на себя за то, что мог бы сделать сам ребенок. А через какое-то время «вдруг» вменяем ему обязанности, требуем их выполнения. Мы балуем и тогда,  когда чувства, проявляемые к ребенку ситуативны и непостоянны, т.е. зависят от нашего настроения и событий нашей личной жизни. Мы путаем, «мешая в один котел», эмоциональные отношения с ребенком и процесс его воспитания. Подменяя эти понятия, прорехи в системе воспитания мы часто выдаем за проблемы поведения ребенка, возникшие якобы в результате «огромной родительской любви». Итак, давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Ожегов Сергей Иванович в своем  Словаре Русского Языка дает следующее определение слову «баловать». Баловать – относиться к кому-нибудь с излишним вниманием, потворствуя всем желаниям, прихотям. Владимир Иванович Даль определяет значение слова «баловать» как «давать поблажку, портить балуя, изваживать, изноравливать; давать во всем волю; нежить, холить не в меру…».  На мой взгляд, оба ученых описывают именно процесс воспитания, а не близкие эмоциональные отношения с ребенком.

Как часто мы жалеем, холим ребенка? А может мы жалеем свое время, предпочитая сделать быстро сами, чем тратить время на объяснение и демонстрацию? Ребенок же привыкает к тому, что не надо утруждать себя, учиться, что есть взрослый, который в конечном итоге все сделает сам … из  своей «огромной любви» к нему. Ребенку остается лишь немного покапризничать.

Усвоение норм, правил поведения, привычка иметь обязанности достаточно легко формируются в период дошкольного детства и превращаются в навыки, не вызывая в этом возрасте вопроса: «Почему Я должен это делать и делать самостоятельно?» Самой природой заложено время, когда малыш желает утруждаться, ему нравиться выполнять что-то «по-взрослому». Важно довериться своему ребенку, вовремя поддержать его порыв!

Иногда я слышу о переживаниях родителей, что ребенок может воспринять  их требования и правила (например, выполнение домашних обязанностей)  как «нелюбовь»: «Ещё успеет наработаться, а пока пусть купается в нашей любви». Безусловно, ребенок обязательно должен знать, что его любят! Проявляться это может по-разному, в зависимости от того как принято проявлять чувства в конкретной семье – словом, ласковыми прикосновениями, жестом, взглядом… И это никак не связано с понятием «разбаловать ребенка». Напротив, внимание и любовь родителей очень важны для формирования у малыша таких чувств как безопасность, уверенность в себе, стабильность. Это наш огромный ресурс при  преодолении в будущем трудных жизненных ситуаций. Любовь, проявляющаяся в постоянстве нежных чувств к ребенку, ложится в основу крепких и глубоких детско-родительских отношений. И тогда наши требования никак не будут восприняты как «нелюбовь».

Так почему же, говоря о любви к ребенку, мы одновременно поднимаем вопрос формирования системы норм, правил и требований в семье? Все очень просто: родительская любовь проявляется, в том числе и в том, чтобы помочь малышу максимально адаптироваться в этом мире. Сделать это без формирования норм и правил, которые пронизывают всю нашу жизнь, присутствуют в любой сфере человеческих отношений, достаточно трудно. Отсутствие сформированной системы правил и требований снижает адаптивные возможности ребенка в социуме, затрудняет развитие его коммуникативных навыков в общении как со взрослыми так и со сверстниками. Ему труднее ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Ребенок, не умеющий соблюдать правила, живущий по своему уставу, вызывает недовольство, раздражение окружающих, заставляя родителей смущаться, испытывать стыд, проговаривая: «Да, избаловали мы тебя…».

Родителям важно знать: мы не рождаемся с набором социальных норм, со знанием правил поведения. Ребенок усваивает их, впитывает из ближайшего окружения, бытовых повседневных ситуаций. Их необходимо формировать, объясняя, зачем они нужны. Наличие системы правил и норм поведения у родителя не гарантирует автоматического их наличия у ребенка!

А любовь – это прекрасно!!!! Уверенность, что тебя любят – окрыляет, а правила дают знания как действовать. Как здорово, когда нам, родителям, удаётся дать ребенку уверенность и знания!


12 мая 2020г.                                                         

Возврат к списку

Уважаемые учителя и педагоги!

   От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником — Днем учителя.

       Учитель — это не просто профессия, это призвание, которое наполнено глубоким духовным содержанием и ежедневно требует от вас беззаветной преданности делу, полной отдачи сил, ответственности, любви к детям, доброты, мудрости и терпения. 

   Примите слова искренней благодарности за то, что вы умеете сочетать верность лучшим традициям и  умение идти в ногу со временем,

Желаем вам здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях!