Муниципальное бюджетное учреждение

"Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие"

Развитие речи и профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего возраста

01.10.2019

Развитие речи и профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего возраста

Ершова Людмила Петровна,

учитель-логопед МБУ "Гурьевский центр "Доверие"


Здравствуйте, уважаемые мамы и папы маленьких детей.

Сегодня мы поговорим о профилактике нарушений произношения губных (п, пь, б, бь, м, мь) и губно-зубных звуков (в, вь, ф, фь).

Для того, чтобы ребенок мог с большей легкостью освоить их произношение, губки ребенка должны быть достаточно подвижными и сильными. Для этого можно использовать упражнения, с которыми я хотела бы вас познакомить.

Первое упражнение – «Улыбка». Обратите внимание на то, может ли ребенок широко улыбнуться, сомкнув губки и не сомкнув губки. Для широкой улыбки спойте звук -И-.

Второе упражнение - «Трубочка или хоботок». Губки вытягиваем вперед на звук –У-. Гудим, как ветер. Воем, как волки.

Третье упражнение – чередование упражнений «Улыбка – трубочка». Получается сигнал служебной машины «ИУ, ИУ…».

Четвертое упражнение – «Толстячки – худышки». Надуваем щеки – втягиваем щеки. Губы хорошо сомкнуты.

Пятое упражнение – «Варим кашу». Все мамы знают, что когда мы варим густую кашу, она начинает «пыхтеть», образовывая пузыри на поверхности. Подражая каше, надуваем сильно щеки и с силой выпускаем воздух через хорошо сомкнутые губы. Получается звук –П-.

Шестое упражнение – покусывание нижней и верхней губы. Когда вы будете делать это упражнение, некоторые из детей столкнутся с трудностью достать верхнюю губку нижними зубами. Поиграйте в «Обезьянку». Учитесь выдвигать нижнюю челюсть вперед.

Седьмое упражнение – «Расчесывание» губ зубами.

Восьмое упражнение – «Поцелуйчики», «Воздушные поцелуйчики». Целуем всех родных и любимых хорошо сомкнутыми губками, вытягивая губы трубочкой, с громким звуком.

Девятое упражнение – «Фыркаем, как лошадка».

Десятое упражнение – «Ветерок» - дуем на все легко движущиеся предметы, не раздувая щек. Это упражнение делаем очень дозированно, т.к. может закружиться голова, и появятся неприятные ощущения у ребенка.

Нет необходимости делать все упражнения в один раз. Выберите два из них и «поиграйте». Когда они будут хорошо получаться, подключайте еще одно-два упражнения. Так постепенно можно без лишних трудностей, весело освоить все.

Когда у ребенка губки смогут выполнить все эти упражнения, те звуки, ради которых мы их делали, могут появиться сами, т.к. все они «прячутся» в этих упражнениях. Нужно только ребенку показать правильное произношение.

Успехов Вам!


Полезные ссылки:

https://vospitanie.guru/rech/logopediceskie-zanatia-dla-detej-2-3-let

https://razvivashka.online/razvitie-rechi/logopedicheskie-uprazhneniya-dlya-detey-2-3-let

https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/logopedicheskie-uprazhneniya-dlya-detej-2-3-let.html


Возврат к списку

Уважаемые учителя и педагоги!

   От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником — Днем учителя.

       Учитель — это не просто профессия, это призвание, которое наполнено глубоким духовным содержанием и ежедневно требует от вас беззаветной преданности делу, полной отдачи сил, ответственности, любви к детям, доброты, мудрости и терпения. 

   Примите слова искренней благодарности за то, что вы умеете сочетать верность лучшим традициям и  умение идти в ногу со временем,

Желаем вам здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях!