Муниципальное бюджетное учреждение

"Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие"

Формирование культурно-гигиенических навыков: приучение к туалету

28.09.2019

Формирование культурно-гигиенических навыков:  приучение к туалету

Елкина Надежда Викторовна,
педагог-психолог МБУ "Гурьевский центр "Доверие"


  Через формирование культурно-гигиенических навыков происходит развитие таких значимых для всех родителей черт характера ребенка как самостоятельность, терпение, опрятность. Формирование данных навыков служит первой ступенькой к формированию здорового образа жизни, уважения к своему телу, а в дальнейшем к своей личности.

Один из самых естественных и самых коротких способов формирования навыков – включение их в режимные моменты. Соответственно, встает вопрос о необходимости режима дня для ребенка раннего возраста. Соблюдение режима и распорядка дня способствует развитию самоорганизации, стимулирует развитие общей структуры деятельности, которая в свою очередь ведет к развитию умения планировать ее. И все это впоследствии становится одним из ключевых моментов успешного обучения в школе и организации своей жизнедеятельности.

Из практики общения с родителями самым сложным оказывается формирование такого навыка, как приучение к горшку. Хорошие рекомендации по этому поводу дает психолог Анастасия Тимощенко:
1. Первое, что нужно сделать - запастись терпением, потому что ВСЕ ЛЮДИ НАУЧАЮТСЯ ХОДИТЬ В ТУАЛЕТ. Рано или поздно это произойдет и с вашим ребенком, будьте уверены!
2. Поставить горшок в туалет и объяснить ребенку, что сюда все люди ходят писать и какать;
3. Следить за ребенком, когда вы увидите, что ему пора на горшок, предложить это сделать. Если ребенок отказывается, можно через некоторое время предлагать снова и снова сходить на горшок, без применения силы;
4. Оставлять ребенка наедине с горшком, чтобы он сам решил, что он будет делать, дать ребенку выбор;
5. Если ребенок сходил на горшок, похвалить его, дать возможность смыть в унитаз свое творение. Если ребенок не сходил на горшок, спокойно, без нотаций принять его выбор;
6. Если ребенок пописал или покакал на пол, не ругать. Сообщить ему, что сейчас он пописал или покакал, надо теперь вытереть за собой и поменять белье. Идете за тряпкой вместе с ребенком, он самостоятельно убирает за собой, потом меняете ему одежду и считаете инцидент исчерпанным.
7. Нельзя насильно раздевать ребенка. Тем самым вы нарушаете его границы. Конечно, родители устанавливают правила в доме: где можно ходить в туалет, а где это делать нельзя, ведь ребенок пришел в семью к родителям, а не наоборот. Но все, что касается тела ребенка, его личных желаний, потребностей – это его собственность. Поэтому для того, чтобы раздеть ребенка, нужно его об этом спросить, предложить ему раздеться, чтобы пописать или покакать. Если ребенок сопротивляется при раздевании, значит, он вам не доверяет или не хочет сейчас раздеваться.

Очень важно понимать физиологическую сторону этого процесса. Временные рамки можно установить между 1,5-2,5 годами. К 3 годам здоровый ребенок уже может быть способен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации.

Современная медицина рекомендует начинать высаживать ребенка на горшок тогда, когда ребенок будет к этому готов физиологически и психологически. Чтобы понять, готов ли уже ваш ребенок начинать знакомство с горшком, убедитесь, что он:
• проявляет интерес к самому горшку;
• понимает, что делают другие дети или взрослые в туалете;
• каким-либо образом умеет демонстрировать то, что он хочет на горшок (переминается с ноги на ногу, зажимает ножки, говорит пи-пи или ка-ка);
• умеет или стремится снимать штанишки;
• знает название частей тела и одежды;
• демонстрирует отвращение к грязному подгузнику или мокрой одежде.

Родителям важно понимать, как формируется навык туалета. Условно можно выделить четыре этапа:
1. Распознание. Ребенок научается «слышать» сигнал от своего тела о том, что он хочет в туалет.
2. Удержание. Ребенок становится способным какое-то время контролировать желание сходить в туалет «прямо здесь». Родителям важно понимать, что удержание происходит не с помощью мышц, а «головой» (отслеживание и контроль сигнала головным мозгом)
3. Заявление. Ребенок заявляет о потребности и направляется ее реализовывать.
4. Успешное завершение процесса!

И помните, терпение – лучший Ваш союзник на период приучения к горшку!



Для подготовки статьи использовались источники:
https://interactive-plus.ru/ru/article/469099/discussion_platform
https://psychologies.today/kak-priuchit-rebenka-k-gorshku-bez-travm/



Возврат к списку

Уважаемые учителя и педагоги!

   От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником — Днем учителя.

       Учитель — это не просто профессия, это призвание, которое наполнено глубоким духовным содержанием и ежедневно требует от вас беззаветной преданности делу, полной отдачи сил, ответственности, любви к детям, доброты, мудрости и терпения. 

   Примите слова искренней благодарности за то, что вы умеете сочетать верность лучшим традициям и  умение идти в ногу со временем,

Желаем вам здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях!