Муниципальное бюджетное учреждение

"Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие"

Арт-педагогические методы в коррекционной педагогике.

09.12.2023


Представляем Вам новую статью учителя-дефектолога нашего центра Курдюмовой Натальи Ивановна «Арт-педагогические методы в коррекционной педагогике» о эффективных средств коррекции с использованием искусства в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Учитель-дефектолог: Курдюмова Наталья Ивановна
Высшая квалификационная категория.

Арт-педагогические методы в коррекционной педагогике.

Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с нарушениями развития — это в основном дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. А в некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микро социальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию.

В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арт-терапия» и «арт-педагогика».
В чем сходство и различие понятий «арт-педагогика» и «арт-терапия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой части понятий — арт — «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия — направление медицины, лечебное воздействие; педагогика — область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании — и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленность, цели, задачи, технология и содержание.
Арт-педагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).
Понятие «арт-педагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Арт-педагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.
Основной целью арт-педагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
Основными функциями арт-педагогики являются: культурологическая, образовательная, воспитательная и коррекционная.
Арт-терапия - применительно к специальному образованию, как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии).
Арт-терапия включает в себя изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаго терапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезиотерапию (танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) т. д.
Арт-педагогика и арт-терапия решают как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.
Частные задачи арт-педагогики:
— изучение общих и специфических особенностей формирования художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в развитии;
— разработка коррекционно-направленной системы художественного развития детей с проблемами, формирование основ художественной культуры;
— разработка содержания и коррекционно-развивающих педагогических технологий использования искусства, обеспечивающих гармоническое развитие детей с проблемами;
— активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой);
— обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребенка с проблемами;
— обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка с проблемами с помощью искусства;
— осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;
— создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности. Частные задачи арт-терапии:
— адаптация имеющихся арт-терапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);
— выявление особенностей и определение эффективности использования арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;
— разработка арт-терапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;
— коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик.
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга — библиотерапия, танец, движение — кинезиотерапия). В свою очередь каждый вид арт-терапии подразделяется на подвиды.
Музыкотерапия (МТ) (психологический подход Карла Кенинга) — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
В настоящее время музыкотерапия, является целым психокоррекционным направлением, в имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Музыкосоматотерапия - ставит целью обеспечивать лечебное воздействие непосредственно на тело человека.
Активная музыкотерапия - предполагает, активное включение пациента (ребенка) в музыкотерапевтический процесс, посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезиотерапия — танцетерапия, хореотерапия). Игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).
Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. Необходимым элементом, которой является овладение диафрагмальным дыханием.

Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезиотерапии, в основе, которой лежит синтез музыко-ритмодвигательного воздействия.
Интегративная музыкотерапия (ИТМ) — это вид музыкотерапии, сочетающий в себе:
Музыкоцветотерапию - восприятие музыки в сочетании с цветом.
Музыкоизотерапия- восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке.
Арт-терапия, основана на воздействии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства.
Имаго терапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса (метод предложен И.Е. Вольпертом)
Имаго терапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии, является изотерапия ( действенный метод психотерапии И.И. Жукова).
Рисунок, лепка — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Хорошим коррекционным воздействием, обладают песочная и аква-терапия. К видам арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением, относятся либропсихотерапия (лечебное чтение, метод предложен В. М. Бехтеревым).
Библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В. Н. Мясищевым).
Не уменьшаются и возможности сказкотерапии (концепция Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина). Для прослушивания и обсуждения используются и народные, и литературные, и авторские сказки.

На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все перечисленные виды коррекции средствами искусства — музыки, изобразительного искусства, драмы и прочее.

Возврат к списку

Уважаемые учителя и педагоги!

   От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником — Днем учителя.

       Учитель — это не просто профессия, это призвание, которое наполнено глубоким духовным содержанием и ежедневно требует от вас беззаветной преданности делу, полной отдачи сил, ответственности, любви к детям, доброты, мудрости и терпения. 

   Примите слова искренней благодарности за то, что вы умеете сочетать верность лучшим традициям и  умение идти в ногу со временем,

Желаем вам здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях!