Муниципальное бюджетное учреждение

"Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие"

Мотивация к учению у школьников. Причины отсутствия желания учиться.

17.06.2020

Мотивация к учению у школьников. Причины отсутствия желания учиться.

Серенко Евгения Владимировна,

педагог-психолог МБУ «Гурьевский центр «Доверие»

 

В последнее время многие родители и учителя отмечают отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. И действительно, у современных детей наблюдается снижение мотивации к учебному процессу. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению. Как ни странно это прозвучит, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - «пустой звук». Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни.

Почему это происходит, в чем причины? Что может отрицательно повлиять на желание учиться?! 

Рассмотрим возможные причины отсутствия и снижения мотивации:

1. Ребенка рано отдают в школу, а у него еще не произошло биологическое созревание. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

2.  Родитель полагает, что ребенок готов к школьному обучению, потому что он много знает для своего возраста (учитывается только интеллектуальная готовность). Однако отсутствие произвольного поведения, когда ребенок вынужден (а не готов!) подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

3.  Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту. Дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку в разумных пределах, более мотивированы на учебу. А вот перегрузка ребенка дополнительными занятиями, и даже спортом, может также привести к нежеланию ходить в школу. Выход – разумно распределять нагрузку.

4.   У дошкольника не сформированы основные навыки работы, которые необходимы в учебной деятельности, – умение слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время и др.

 5.  Еще одна распространенная причина, по которой не учатся вполне способные, и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и желание учиться.

6.  Иногда причиной низкой мотивации является несформированность познавательных интересов ребенка. Способности ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка.

7.  Снижение мотивации может быть связано и с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками и учителями.

8.  Напряженная домашняя обстановка (семейные ссоры, скандалы, пьющие родители, завышенные требования и т.д.) тоже может вызвать у ребенка нежелание ходить в школу. Дети с повышенной тревожностью, чуткие, пугливые, взявшие на себя роль «спасателя семьи» могут попросту бояться оставить свой важный пост, думая, что в их отсутствие может случиться что-то страшное.

9.  При обучении не учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка в развитие мотивационной сферы. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка (соматическое состояние ребенка, психологические особенности, особенности умственного развития, различные нарушения (слуха, зрения, речи), трудности в овладении чтением, письмом, счетом, и пр.). В этом случае необходимы медицинские консультации или специальные коррекционно-развивающие занятия, а также, возможно, подбор программы, соответствующей возможностям ребенка.

10. Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских надежд и ожиданий. Излишняя требовательность со стороны взрослых к высоким результатам учебы может вызывать противодействие ребенка, которое будет выражаться в бессознательном протесте через нежелание заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Следовательно, взрослым стоит проанализировать свои педагогические установки.

11.  Негативное оценочное отношение к личности ребенка (сравнение ребенка с более успешными одноклассниками) формирует у него низкую самооценку и неуверенность в своих возможностях, а это ведет к снижению учебной мотивации.

12.  Педагогически безграмотное обучение также может снижать у ребенка желание учиться.

Если ребенок в школе в основном испытывает психологический дискомфорт (тревожность, страх, эмоциональное напряжение) он постоянно находится в стрессовой ситуации. Стресс блокирует мыслительную и познавательную деятельность. Все силы ребенка будут направлены на борьбу со своей эмоциональной напряженностью, а не на учебный процесс.

Итак, если ребенок не хочет учиться, потерял интерес к учебе, значит на то, есть причина, а может быть и не одна.  Если ребенок часто болеет, испытывает сильную тревогу или у него нарушены отношения с педагогами или сверстниками, то не стоит ожидать от него высоких интеллектуальных или творческих достижений! Помогите ему решить имеющиеся проблемы! Определить возможные причины снижения мотивации поможет психолог, и тогда Ваш ребенок естественно и безболезненно продолжит свое развитие и обучение!

 

15.06.2020 г.

 


Возврат к списку