Муниципальное бюджетное учреждение

"Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие"

Почему ребенок молчит?

28.01.2020


Давыдова Елена Юрьевна,
учитель-логопед МБУ "Гурьевский центр "Доверие"


Еще раз о том, почему ребенок молчит и как его разговорить?

Памятка для родителей.

Все родители с волнением ждут первых слов, первых фраз своего малыша. Бывает так, что речь запаздывает. Родители относятся к этому по-разному: одни вспоминают, что кто-то в их семье тоже поздно начал говорить и терпеливо ждут, другие – начинают бить тревогу. В этот момент приходит решение, что для ребенка необходимы занятия с логопедом. Безусловно, консультация логопеда в таких случаях не помешает. Однако, давайте рассмотрим условия формирования и развития речи ребенка.

1.      Речь – это проявление высшей нервной деятельности человека. Это вторая сигнальная система, в которой участвуют многие механизмы. Поэтому, если беременность и роды были осложнены, если ранний период развития ребенка протекал со своими индивидуальными особенностями, если присутствуют нарушения в работе нервной, сосудистой, двигательной систем, если нарушены органы чувств, если организм ребенка ослаблен – это вполне может быть причиной запаздывания развития ребенка в целом и, в том числе, запаздывания развития речи.

Поэтому, в первую очередь родителям следует обратиться за медицинской помощью к педиатру, неврологу и другим специалистам.

2.      Следует помнить, что речь ребенка закладывается и формируется в семье, в тесном тактильном, эмоциональном и речевом контакте с родными людьми. Речь развивается по подражанию.

Если взрослые в семье общаются между собой мало, разговаривают сдержанно, не эмоционально, или, наоборот, говорят быстро, употребляют сложные речевые обороты, витиеватые выражения, сленг – возникает запаздывание речи у ребенка.

3.      Ещё сложнее складывается ситуация, когда ребенок по разным причинам лишается родительского внимания, тепла, ласки, такого количества общения, которое в полном объёме удовлетворяло бы его потребностям.

В этом случае, главное в жизни – родительская любовь - заменяется общением с чужими людьми или с электронными игрушками. Этот фактор также является очень веской причиной задержки развития речи.

А теперь, когда мы определили основные причины запаздывания речевого развития ребенка, давайте назовём приёмы, которые помогут вызвать речь , в том случае, если речь, действительно, запаздывает.

Давайте запомним, что речь формируется внутри нас, и она всегда состоит из двух составляющих: понимания речи и её воспроизведения. Поэтому сначала убедимся, что ребёнок нас понимает (понимает обращенную речь, выполняет просьбы, эмоционально отзывчив, использует жестовую речь для коммуникации). Теперь остаётся создать предпосылки для появления активной речи.

1.      Речь - это результат позитивного, радостного, эмоционального общения взрослого с ребёнком, в котором взрослый разговаривает с ребёнком таким особенным, ласковым голосом, короткими и понятными фразами, с чёткой артикуляцией, яркой мимикой, многократным повторением изо дня в день определенных звуковых сочетаний, слов или фраз.

2.      Речь пробуждается тогда, когда активно развиваются другие анализаторы: тактильная чувствительность тела и рук, пальчиков; зрительный контакт глаза в глаза; слуховое восприятие; обоняние; мимика и артикуляция самого ребёнка. С малышом надо играть в игры, где много обнимаются, балуются, разминаются ручки-ножки, пальчики; надо учиться различать ароматы, слушать разные звуки, дразниться языком и мимически, а также показывать свои эмоции всеми возможными способами.

3.      Надо обязательно учиться дуть: вытянутыми губами и на язычок: сильно и долго. При этом не следует надувать щеки, так как речевой выдох направленный, прямой и сильный.

4.      Надо петь гласные звуки А О У И Ы Э на самые разные лады, сопровождая пение смешными упражнениями или зарядкой. Наша речь певучая, а гласные звуки оформляют слово в целом.

5.      Надо учить ребёнка жестикулировать, сопровождая жесты звуковыми комплексами. Подражать звуками неживой и живой природы.

6.      Надо играть в игры, которые содержат ритм движения общей и мелкой моторики. Этот ритм сопровождать звуковой вокализацией.

7.      Надо петь ребёнку колыбельные песенки, детские пестушки , прибаутки, обнимая и раскачивая его. Петь так, как пели нам наши бабушки.

8.      Надо радоваться самому процессу речи и показывать ребёнку эту радость: как приятно говорить! Если мы бесконечно пристаём к ребенку с просьбой: «Скажи…Скажи, как я…Повтори…», то тем самым мы ещё больше усугубляем «молчанку», вызываем у ребенка чувство сопротивления.

9.      Не стоит при ребёнке увлекаться компьютером, планшетом, смартфоном…Тем самым мы подаём ему дурной пример, зарождаем зрительную зависимость от гаджета, разрушаем нервную систему. Следует помнить, что в данном случае нарушается онтогенез развития речи, ведь зрительный анализатор развивается интенсивнее, чем слуховой. А это противоречит природе развития самого человека.

10. И самое главное, должна присутствовать безусловная родительская вера в то, что ребенок заговорит!

11.        Помните, у каждого ребенка процесс развития речи индивидуален и может отличаться от того, как развивалась речь у братьев, сестер, а тем более, как развивается у других его сверстников. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Помните, что каждый из нас уникален и неповторим!

 

Удачи вам и родительского терпения!


 


Возврат к списку

Уважаемые учителя и педагоги!

   От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником — Днем учителя.

       Учитель — это не просто профессия, это призвание, которое наполнено глубоким духовным содержанием и ежедневно требует от вас беззаветной преданности делу, полной отдачи сил, ответственности, любви к детям, доброты, мудрости и терпения. 

   Примите слова искренней благодарности за то, что вы умеете сочетать верность лучшим традициям и  умение идти в ногу со временем,

Желаем вам здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях!